Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Родителям учеников 4 классов. Какой модуль надо изучать вашим детям на уроках Религиоведения?
Всего ответов: 88
Главная » Файлы » советы психолога

Для родителей
01.06.2008, 21:57

Для родителей

Впереди экзамены

 

Совсем скоро у выпускников начинаются экзамены. Времени осталось так мало, что резко повысить уровень знаний детей уже не удастся. Значит, задача семьи — помочь ребенку максимально использовать имеющиеся ресурсы, мобилизовать все силы. Как это сделать?

Иные времена, иные нравы

Большинство учеников в этом году сдают экзамены в форме тестирования. Что это такое — большинству родителей и представить трудно. Поэтому для начала важно прояснить ситуацию для себя. Тест от обычного экзамена, устного или письменного, отличается огромным охватом материала. Ребенку не на два-три вопроса нужно ответить, не пять-шесть задачек решить. Перед ним десятки вопросов по всему курсу. Значит, нельзя рассчитывать на везение (попадется билет, который хорошо знаешь), на личное обаяние (нет контакта с экзаменаторами). Правильный или оригинальный ход решения ничего не значит (раньше педагоги прибавляли за это баллы) — компьютер проверит только наличие крестика в соответствующей графе. В то же время тестовое задание сформулировано так, что, имея общие представления о предмете, выпускник может путем некоторых логических рассуждений вычислить правильный ответ. Может, в конце концов, просто наугад ткнуть — и попасть!

На обычном экзамене ученик имеет право ошибаться и исправлять свои ошибки многократно. Тест требует максимальной сосредоточенности — количество ошибок ограничено, их исправление требует заполнения дополнительных строчек бланка, а это лишняя трата времени.

Выпускные экзамены школьники раньше сдавали собственным учителям в своей школе. Даже если отношения были не безоблачными, все же это были знакомые люди. Сегодня экзамен проходит в окружении чужих педагогов, в незнакомой обстановке. Это источник дополнительного волнения, с которым тоже придется как-то справляться.

В день экзамена волнения у современных выпускников не заканчиваются. Это раньше оценки сообщали в тот же день, в крайнем случае — через день-два, и критерии были, в общем, заранее известны (решил три задачи — получил «3», четыре — «4»). Сегодня оценки появляются спустя неделю, а то и больше. И не угадаешь заранее, сколько поставят. Во-первых, не вспомнишь все сорок вопросов, не обсудишь со знающими людьми. Во-вторых, никто не скажет точно, сколько правильных ответов нужно дать, чтобы получить пятерку.

Теперь, ясно понимая, что ожидает вашего ребенка, вы можете действительно помочь ему.

Немного о вечном

Психологическая подготовка ребенка к экзаменам начинается с формирования четких психологических установок у родителей. Первое: вы должны осознать сами и дать почувствовать детям, что ваши отношения не изменятся при любых результатах тестирования. «Двойка» не заставит вас разлюбить сына или дочь.

Второе: экзамен — лишь одна из жизненных проблем. Поэтому нечего зря нервы трепать. Родительское спокойствие, как и волнение, передается детям. Как никогда необходима спокойная атмосфера в доме. Минимум конфликтов (даже из-за пресловутых грязных носков и немытой посуды), минимум назиданий, упреков.

Третье: никакого шантажа. Ни попреков за потраченные на репетиторов деньги, ни обещаний заманчивых подарков. Все это не мобилизует ученика, а вселяет дополнительную тревогу и страх. Только слова поддержки и одобрения.

Забота и внимание

Незаметно последите за самочувствием выпускника. Если распознаете вовремя грозные приметы переутомления, перенапряжения, то успеете что-то предпринять, если необходимо — обратиться к врачу, купить нужные витамины. Что должно насторожить?

У ребенка появляются регулярные головные боли, тошнота, мышечное напряжение, учащенный пульс, перепады артериального давления, плохой сон и аппетит.

Ребенка одолевают растерянность, подавленность, приступы панического ужаса, которые могут сменяться показной бравадой, нарочито легкомысленным отношением к предстоящим испытаниям.

Подросток становится раздражительным, плаксивым, рассеянным, невнимательным. Он постоянно критикует себя, вспоминает все свои былые провалы и неудачи.

Прячась от надвигающегося кошмара, ребенок старается избегать разговоров об экзаменах, а также перестает готовиться к ним. Он может заниматься чем угодно, лишь бы не думать и не помнить о предстоящем испытании. Силы выпускника сохранят правильный режим работы, здоровое питание, разумное чередование умственной и физической нагрузки. Именно родители могут помочь ему выполнить хотя бы часть из многочисленных рекомендаций врачей, о которых нет смысла снова говорить — они хорошо известны.

Дополнительный штрих: психологи уверяют, что желтый и фиолетовый цвета в комнате для занятий, аромолампы с запахом цитрусовых, негромкая спокойная музыка в доме повышают эффективность занятий и одновременно успокаивают ученика.

Учимся вместе

Даже если до экзамена осталось несколько дней, еще не поздно что-то выучить. Если, конечно, подойти к делу с умом. Во-первых, не нужно читать весь учебник подряд. Помогите ребенку выделить разделы, которые ему хорошо известны. Пропускаем, потому что и так знаем. Теперь отбрасываем главы, которые не вызывают даже смутных ассоциаций. Зубрить их также бесполезно. Осталось несколько параграфов, которые реально повторить перед экзаменом.

Во-вторых, для заучивания важной информации существуют всякие хитрые приемы. Познакомьтесь сами и познакомьте ребенка с правилами эффективной зубрежки. Опираемся на ведущий вид памяти. Наверное, к 9 или 11 классу ученик уже понял, кто он — аудиал (слуховая память), визуал (зрительная память) или кинестетик (тактильная память). Визуалы и кинестетики делают красивые шпаргалки, рисуют схемы, картинки. Пока напишут и нарисуют — запомнят. Кинестетикам также полезно листы с выученным материалом превращать в бумажные ядра и швырять со всей силы куда подальше. Можно устроить небольшой семейный бой, использовав старые газеты. Отличная разрядка в период напряженной учебы. Аудиалы пересказывают все премудрости членам семьи, начиная с кошки или попугайчика. Даже если вы ничего не понимаете в физике или биологии, все же выслушайте краткую лекцию о законах Ньютона и законах Менделя. И вам полезно, и ребенок лучше поймет суть.

Кстати, посоветуйте на экзамене аудиалу шепотом читать все задания и диктовать себе ответы. Так он сделает меньше ошибок. Кинестетику лучше чаще менять позу, двигать ногами под столом. Это активизирует его мышление.

Вернемся к правилам зубрежки. Для заучивания списков (имен, терминов, названий) придумайте с первыми буквами, слогами нужных слов связные предложения. (Помните детскую считалочку про цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»?) Ассоциативный метод позволяет запоминать большое количество иностранных слов или непонятных терминов, правописание словарных слов. Например, для того чтобы выучить, какие гласные пишутся в слове «рЕжИссер», объясните себе, что этот человек «рЕжет жИлы». Чем неожиданнее ассоциация, тем легче выучить. Пофантазируйте вместе с ребенком.

Метод ключевых слов позволяет быстро выучить большой по объему текст. Выделяем в каждом абзаце (разделе) текста главную мысль и несколько ключевых слов, выражающих эту мысль, выстраиваем слова в цепочку, заучиваем. В памяти остается своеобразный скелет текста, по которому можно потом воспроизвести его содержание в целом.

Категория: советы психолога | Добавил: admin | Теги: экзамены, родители, советы, психолог
Просмотров: 967 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]